skeptic
03.07.2007, 20:53
В дискуссии об антипрививочном движении на Solvey-форуме посты клинического психолога из Одессы Мирослава Анатольевича Полищука отличались глубиной профессионального взгляда и оригинальными формулировками, заслуживающими широкой публикации. Взгляды М.А. Полищука представляют, выражаясь его же словами, "значительный теоретический и практический интерес – в том числе и для санитарно-просветительской работы, организации практических мероприятий по вакцинопрофилактике". В связи с этим и с согласия автора статья помещается здесь для обсуждения. Шрифтовые выделения сделаны мною.
Полищук М.А. (Одесса)
О психологических и культурологических аспектах антипрививочного движения
Распад СССР и ликвидация концепции «единственно правильной» идеологии привела к пересмотру или попыткам пересмотра многих, до этого времени воспринимавшихся однозначно, медицинских концепций. Безусловно, подобный пересмотр является позитивным фактором, спо-собствующим отбору наиболее научно обоснованных и наиболее действенных способов лечения и профилактики. Однако для того, чтобы такой отбор был действительно успешным, он должен осуществляться исключительно с позиций сравнения научной обоснованности и доказанной действенности этих методов, без какого-либо идеологического влияния на такое сравнение.
На протяжении ряда лет наблюдаю за дискуссиями на тему, которую можно условно назвать «За и против профилактической вакцинации». Меня больше всего интересовали психологические и культурологические аспекты данных дискуссий, тем более что на сегодняшний день они переросли сугубо академические рамки – появилось достаточно мощное «антипрививочное» общественное движение (завтра вполне могущее выйти на уровень формализованных общественных организаций). Некоторые мои наблюдения над идеологией и психологией участников данного массового движения я и позволю себе предложить вниманию читателя (необходимое примечание – поскольку на сегодняшний день движение «антипрививочников» не обладает организационным и идеологическим единством, мои наблюдения носят по необходимости усредненный характер, и, безусловно, не могут быть во всем объеме приложены к какой-либо одной группе участников). Вниманию тех, кто незнаком с «антипрививочным» движением и его участниками, ниже предлагаю их краткий обзор и характеристики.
Само движение в Интернете на сегодняшний день представлено достаточно широко – как специализированными, прежде всего на «антипрививочной» тематике интернет-форумами, сайтами, личными страницами, так и темами и разделами на других форумах и сайтах (прежде всего гомеопатической, эзотерической и оздоровительной тематик). Движение не ограничивается только виртуальным пространством – проводятся семинары, читаются лекции, распространяется соответсвующая литература и т.п.
Рядовые участники движения могут быть разделены по причинам, приведшим их к «антипрививочной» доктрине, на несколько групп.
Первую группу можно условно назвать «реактивной» - непосредственной причиной является реакция на поствакцинальные осложнения, перенесенные ими самими или их близкими (другой вариант – неэффективность вакцинации). Результатом такой психологической травмы явилась генерализация негативного отношения на всю методику вакцинации (а иногда и на научную медицину в целом). Можно, очевидно, говорить о внутренней картине болезни (ВКБ) и ее адекватности по отношению к поствакцинальным осложнениям и реакциям. Следует отметить, что реакция может развиться не только на реальные осложнения, но и на любые проблемы со здоровьем, рассматриваемые как следствие вакцинации (по принципу «после этого – значит, по причине этого»).
Вторая группа во многом сходна с первой. Доминирующей тут является не реакция на непосредственно перенесенное или наблюдаемое осложнение (или то, что рассматривается в качестве такового), а гипертрофированная тревога за свое здоровье или здоровье близких, а также нереалистические установки долженствования (требования гарантий абсолютной безопасности). Поэтому данную группу можно условно назвать «тревожно-фобической». Естественно, что научная медицина, не обещающая чудес, вызывает негативное отношение у представителей данной группы. Следует отметить, что зачастую «антипрививочные» настроения у представителей первой и второй групп стимулируются примитивной и безграмотной пропагандой, легкомысленным отношением персонала к психологическим реакциям вакцинируемых и их родственников, обещанием абсолютной безопасности данной процедуры и т.п.,т.е. по сути, образуются по ятрогенному механизму. Искажения когнитивных процессов и повышенная внушаемость, являющаяся естественным следствием стрессовых реакций на реальные или мнимые осложнения, повышенной тревожности, способствуют некритическому восприятию антипрививочной идеологии, достаточно активно распространяемой, в том числе и посредством передачи слухов среди посетителей лечебно-профилактических учреждений («сарафанное радио»).
Третья группа – это лица, по своим психологическим особенностям склонные к «магическому мышлению», адепты различных экзотических и «традиционных» медицинских систем, чье неприятие теории и практики вакцинации в большей степени основано не на личном негативном опыте, а на несовместимости ее с идеологией тех систем, которых они придерживаются. Условно эту группу можно назвать «идеологической». Сюда же можно отнести и конспирологически ориентированных участников, которые рассматривают вакцинацию как часть действий в рамках некоего заговора, направленного на нанесения ущерба здоровью граждан какой-либо одной страны или всего человечества в целом.
Четвертая группа – лица, для которых значимым является, прежде всего, участие в общественном движении (при этом идеология и действия конкретного движения для них не особенно важны, выбор, по сути, является случайным. Нередко они участвуют в нескольких движениях одновременно). Конкретный мотив такого участия может быть самым различным – от дефицита общения и эмоциональных впечатлений до желания играть значимую роль, быть в центре внимания, влиять на других. Возможным мотивом может являться и отвлечение от каких-либо психологических или других проблем путем участия в деятельности движения. Условно эту группу можно обозначить как «ориентированных на участие».
(Пятая группа "предпринимательская" – психологически вполне адекватные лица, использующие антипрививочное движение для юридического бизнеса, финансовых и политических игр, изготовители и дилеры гомеопатических «вакцин» и средств гомеопатической детоксикаци и аллопатических вакцин и т.д. По мнению М.А.Полищука, корректнее было бы не выделять данную группу как часть собственно движения, а упомянуть ее отдельно, именно как внешнюю силу, поддерживающую движение и эксплуатирующую его (наряду с представителями некоторых политических и религиозных сил), поскольку сугубый бизнес- или властный интерес прямого отношения к психологическим и культурологическим аспектам антипрививочного движения не имеет... – Примечание А.М.).
Разумеется, данные наброски классификации участников «антипрививочного» движения являются сугубо предварительными и не претендуют на полноту. Возможно действие различных мотивов у одного и того же лица и, соответственно, принадлежность его к одной или более группам одновременно. Тем не менее, для ориентировочного знакомства с «антипрививочным» движением такая эскизная классификация, как мне представляется, может быть полезной.
[см. далее]
Полищук М.А. (Одесса)
О психологических и культурологических аспектах антипрививочного движения
Распад СССР и ликвидация концепции «единственно правильной» идеологии привела к пересмотру или попыткам пересмотра многих, до этого времени воспринимавшихся однозначно, медицинских концепций. Безусловно, подобный пересмотр является позитивным фактором, спо-собствующим отбору наиболее научно обоснованных и наиболее действенных способов лечения и профилактики. Однако для того, чтобы такой отбор был действительно успешным, он должен осуществляться исключительно с позиций сравнения научной обоснованности и доказанной действенности этих методов, без какого-либо идеологического влияния на такое сравнение.
На протяжении ряда лет наблюдаю за дискуссиями на тему, которую можно условно назвать «За и против профилактической вакцинации». Меня больше всего интересовали психологические и культурологические аспекты данных дискуссий, тем более что на сегодняшний день они переросли сугубо академические рамки – появилось достаточно мощное «антипрививочное» общественное движение (завтра вполне могущее выйти на уровень формализованных общественных организаций). Некоторые мои наблюдения над идеологией и психологией участников данного массового движения я и позволю себе предложить вниманию читателя (необходимое примечание – поскольку на сегодняшний день движение «антипрививочников» не обладает организационным и идеологическим единством, мои наблюдения носят по необходимости усредненный характер, и, безусловно, не могут быть во всем объеме приложены к какой-либо одной группе участников). Вниманию тех, кто незнаком с «антипрививочным» движением и его участниками, ниже предлагаю их краткий обзор и характеристики.
Само движение в Интернете на сегодняшний день представлено достаточно широко – как специализированными, прежде всего на «антипрививочной» тематике интернет-форумами, сайтами, личными страницами, так и темами и разделами на других форумах и сайтах (прежде всего гомеопатической, эзотерической и оздоровительной тематик). Движение не ограничивается только виртуальным пространством – проводятся семинары, читаются лекции, распространяется соответсвующая литература и т.п.
Рядовые участники движения могут быть разделены по причинам, приведшим их к «антипрививочной» доктрине, на несколько групп.
Первую группу можно условно назвать «реактивной» - непосредственной причиной является реакция на поствакцинальные осложнения, перенесенные ими самими или их близкими (другой вариант – неэффективность вакцинации). Результатом такой психологической травмы явилась генерализация негативного отношения на всю методику вакцинации (а иногда и на научную медицину в целом). Можно, очевидно, говорить о внутренней картине болезни (ВКБ) и ее адекватности по отношению к поствакцинальным осложнениям и реакциям. Следует отметить, что реакция может развиться не только на реальные осложнения, но и на любые проблемы со здоровьем, рассматриваемые как следствие вакцинации (по принципу «после этого – значит, по причине этого»).
Вторая группа во многом сходна с первой. Доминирующей тут является не реакция на непосредственно перенесенное или наблюдаемое осложнение (или то, что рассматривается в качестве такового), а гипертрофированная тревога за свое здоровье или здоровье близких, а также нереалистические установки долженствования (требования гарантий абсолютной безопасности). Поэтому данную группу можно условно назвать «тревожно-фобической». Естественно, что научная медицина, не обещающая чудес, вызывает негативное отношение у представителей данной группы. Следует отметить, что зачастую «антипрививочные» настроения у представителей первой и второй групп стимулируются примитивной и безграмотной пропагандой, легкомысленным отношением персонала к психологическим реакциям вакцинируемых и их родственников, обещанием абсолютной безопасности данной процедуры и т.п.,т.е. по сути, образуются по ятрогенному механизму. Искажения когнитивных процессов и повышенная внушаемость, являющаяся естественным следствием стрессовых реакций на реальные или мнимые осложнения, повышенной тревожности, способствуют некритическому восприятию антипрививочной идеологии, достаточно активно распространяемой, в том числе и посредством передачи слухов среди посетителей лечебно-профилактических учреждений («сарафанное радио»).
Третья группа – это лица, по своим психологическим особенностям склонные к «магическому мышлению», адепты различных экзотических и «традиционных» медицинских систем, чье неприятие теории и практики вакцинации в большей степени основано не на личном негативном опыте, а на несовместимости ее с идеологией тех систем, которых они придерживаются. Условно эту группу можно назвать «идеологической». Сюда же можно отнести и конспирологически ориентированных участников, которые рассматривают вакцинацию как часть действий в рамках некоего заговора, направленного на нанесения ущерба здоровью граждан какой-либо одной страны или всего человечества в целом.
Четвертая группа – лица, для которых значимым является, прежде всего, участие в общественном движении (при этом идеология и действия конкретного движения для них не особенно важны, выбор, по сути, является случайным. Нередко они участвуют в нескольких движениях одновременно). Конкретный мотив такого участия может быть самым различным – от дефицита общения и эмоциональных впечатлений до желания играть значимую роль, быть в центре внимания, влиять на других. Возможным мотивом может являться и отвлечение от каких-либо психологических или других проблем путем участия в деятельности движения. Условно эту группу можно обозначить как «ориентированных на участие».
(Пятая группа "предпринимательская" – психологически вполне адекватные лица, использующие антипрививочное движение для юридического бизнеса, финансовых и политических игр, изготовители и дилеры гомеопатических «вакцин» и средств гомеопатической детоксикаци и аллопатических вакцин и т.д. По мнению М.А.Полищука, корректнее было бы не выделять данную группу как часть собственно движения, а упомянуть ее отдельно, именно как внешнюю силу, поддерживающую движение и эксплуатирующую его (наряду с представителями некоторых политических и религиозных сил), поскольку сугубый бизнес- или властный интерес прямого отношения к психологическим и культурологическим аспектам антипрививочного движения не имеет... – Примечание А.М.).
Разумеется, данные наброски классификации участников «антипрививочного» движения являются сугубо предварительными и не претендуют на полноту. Возможно действие различных мотивов у одного и того же лица и, соответственно, принадлежность его к одной или более группам одновременно. Тем не менее, для ориентировочного знакомства с «антипрививочным» движением такая эскизная классификация, как мне представляется, может быть полезной.
[см. далее]