Моей дочери 5.5 лет. звук "р" не говорила совсем. Или пропускала или заменяла на "й". Йиба - рыба, йак - рак.....теемок - теремок....вот таим образом. В 5 лет показывались логопеду, она порекомендовала артикуляционную гимнастику и вибрацию шпателем под языком.
Занятий за 5-6 у нас получилось, у дочки появился звук "рь". То есть он мягкий. Соответственно слоги "ри", "ре", "рю" и тд - получаются.
"ра". "ро". "ру".... - нет.
Теперь она в речи смягчает р. Например "рюка" - рука, "рядость" - радость и тд...
Не знаю как помочь ей поставить именно твердый "р". может есть какие -то спец упражнения, занятия...
Слоги с гласной тоже с мягким "р" выходят - арь, орь....
Спасибо.
NochkaCH
17.05.2016, 00:01
Попробуйте слоги со стечениями согласных дра, тра, бра и т.п. А еще лучше, обратитесь к специалисту, поскольку искаженный звук исправлять легче, чем ставить отсутствующий.
TSVETANKA
17.05.2016, 08:38
Попробуйте слоги со стечениями согласных дра, тра, бра и т.п. А еще лучше, обратитесь к специалисту, поскольку искаженный звук исправлять легче, чем ставить отсутствующий.
Спасибо за ответ!
Искаженный наверное вы имели ввиду сложнее исправлять, а не легче?
К логопеду сможем обратиться только осенью.
А имеет смысл сейчас уже автоматизировать в речи поставленный и правильный мягкий "р" не автоматизируя искаженный твердый?
Ну то есть , например, в речи ребенка "посмотйи" поправлять на "посмотри". А вот "розу" к примеру не трогать, пусть остается "йоза"?
От слогов пробую , но пока у нее "дря" "тря"...и тд
Хочется ей как то объяснить как правильно ставить язычок, но не пойму как...Чувствую, что разница не велика, но....Вот пока поняла что меньше прижимать к небу язык (в отличии от мягкого "р") и не так сильно растягивать рот в "улыбке".
Правильно?
NochkaCH
17.05.2016, 12:22
Спасибо за ответ!
Искаженный наверное вы имели ввиду сложнее исправлять, а не легче?
К логопеду сможем обратиться только осенью.
А имеет смысл сейчас уже автоматизировать в речи поставленный и правильный мягкий "р" не автоматизируя искаженный твердый?
Ну то есть , например, в речи ребенка "посмотйи" поправлять на "посмотри". А вот "розу" к примеру не трогать, пусть остается "йоза"?
От слогов пробую , но пока у нее "дря" "тря"...и тд
Хочется ей как то объяснить как правильно ставить язычок, но не пойму как...Чувствую, что разница не велика, но....Вот пока поняла что меньше прижимать к небу язык (в отличии от мягкого "р") и не так сильно растягивать рот в "улыбке".
Правильно?
Все верно, опечаталась: Искаженный труднее исправлять, чем ставить отсутствующий звук.
Разница тв. и мяг. звука только в положении спинки: На мягкий она выше. В принципе вы можете автоматизировать мягкий, но только если он правильно артикулируется. Бывает, что звук звучит акустически правильно, но язык принимает неправильное положение. Поэтому и не идет твердый вариант - нет нужного артикуляционного уклада. Можете, если хотите , снять видео крупным планом рот и выложить, оценим ваш Рь.
TSVETANKA
17.05.2016, 14:22
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Попробовала снять видео. Получилось не очень качественно ((( Крупный план и ребенок шевелится - смазывается. Но может что-то будет понятно с нашим "рь" )))
Огромное спасибо за помощь!
NochkaCH
17.05.2016, 20:07
Собственно, как я и полагала: Звук Рь у вас призубный. То есть язык вибрирует, но находится в положении "горка", то есть кончик языка опускается ниже спинки. В таком укладе сказать звук твердо маловероятно. Ну и мягкий звучит недостаточно чисто. Попробуйте использовать роторасширители ( банально прикусить боковыми зубами кончик зубной щетки, чтобы ребенок мог двигать языком, но не мог сжать зубы. Щетка при этом не должна мешать (то есть прикусывается кончик, дальше зубного ряда щетка не выдвигается в ротовую полость). Прикусили щетку - попробовали порычать, оценили результат. Язык должен заводиться за передние зубы.
TSVETANKA
17.05.2016, 21:52
Людмила Николаевна, правильно ли я поняла что наш план таков:
1) ставим звуки "р" и "рь" с роторасширителем. Цель - произносить звуки с РАЗЖАТЫМИ зубами .
2) пробуем слоги -ра, -ро, ре,- ор, -ар, -ер........ Это делаем уже без зубной щетки, но следить, чтобы зубы не смыкались.
3) Если все получается - вводим в слова. Тренируем в словах
4) Скороговорки
5) Автоматизируем в речи
Если неправильно, поправьте пож-та!
NochkaCH
18.05.2016, 14:57
В принципе слоги и слова можно и с расширителем проговаривать первое время. В целом план верный. Главное, чтобы звук поставили правильно.
TSVETANKA
18.05.2016, 15:06
Все поняла, спасибо.
Попробуем справиться сами за лето, но если не получится, то осенью пойдем к логопеду.
Если можно, то в случае трудностей буду возвращаться к этой теме за вашими советами и рекомендациями.
И еще раз - большое спасибо за вашу помощь!
TSVETANKA
25.05.2016, 15:45
Людмила Николаевна, занимаемся рычанием с зубной щеткой. Теперь я своими глазами вижу в чем проблема - рычать не получается. Или вообще дочка опускает кончик языка к НИЖНИМ зубам, потому что упереться не во что из-за расширителя. Прям беда ))) никак не может удержать его на альвеолах. Хотя все понимает, но язычок упорно лезет вниз.
Не могу понять почему так происходит? ей трудно удержать там язык? Уздечка у нее подрезана в грудном возрасте... Хоть на клей приклеивай его к альвеолам ))) пока все занятия впустую, к сожалению.
Как бы мне ей помочь удерживать там язычок? Может есть какие -то упражнения. которым стоит уделить внимание?
NochkaCH
25.05.2016, 16:47
Классический моторчик пробовали? Исходное положение языка "грибок". Ребенок на резком выдохе произносит ддддд, логопед одновременно с этим выполняет зондом (соской на зубной щетке) движения вправо-влево под передним краем языка вызывая вибрацию. В Интернете много видео с этим упражнением, например [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Ребенок не может рычать, потому что нет верхнего подъема языка и/или не сформирована воздушная струя.
TSVETANKA
25.05.2016, 17:29
Мы так и вызвали вибрацию языка -ддддд + ватной палочкой я под языком болтала. Потом через занятий 5 дочка прибегает и говорит, "вот смотри, я умею рычать" и выдает свой этот "ррррььь" ))). Призубный как я сейчас понимаю и вижу.
Воздушной струей занимались так - ватка на нос и задуть ее на потолок.
А вот уползает кончик языка вниз - хоть тресни. Я его говорю - держи его в положение как ты говоришь "ддддд" и никуда не убирай, когда дуешь на кончик. Не-а ))) все равно вниз опускает.
NochkaCH
25.05.2016, 23:53
Больше подойдут упражнения типа "Футбол": 1. Язык в положении "Грибок", рот раскрыт. 2. Перед губами на ладони взрослого ватный шарик. 3. Ребенка просят резко выдохнуть и произнести "Т" так, чтобы ватный шарик улетел с ладони, а язык остался в верхнем положении.
Как ребенок произносит Ш-Ж? Если правильно (язык вверху в форме чашки) - можно заводить мотор и от них.