Samoshkin
19.02.2008, 17:06
О профессиональной врачебной деятельности.
В России насущно назрел вопрос о том, что система государственного регулирования профессиональной деятельности врача себя исчерпала. Административные меры регулирования за последнее двадцатилетие не носят системного характера. Следствием этого является тотальная деградация врача как профессионала, как носителя высоких моральных принципов, как нравственного якоря всего гражданского общества.
Между тем, мировое врачебное сообщество, в лице Всемирной медицинской ассоциации декларирует необходимость трансформации роли врача в обществе из лекаря в социального лидера. Россия катастрофически отстает от этого процесса вследствие того, что врачебная деятельность не является профессионализированной, то есть не носит признаков "свободной профессии". Основным отличительным признаком "свободной профессии" является полная правосубъектность ее носителя. Сейчас мы имеем врача, который порабощен удушающей системой избыточнейшего государственного регулирования. Ни один врач РФ сейчас не имеет ни малейшей надежды и перспективы на качественное улучшение его статуса.
Отечественное законодетельство, равно как и проекты законов, разработанные узкой группой политизированных докторов и экономистов защищают интересы административного аппарата, стремящегося к воспроизводству собственных функций и привелегий, а не благо людей.
Основным рефреном российского здравоохранения должен стать курс на достижение профессионализации деятельности врача и на ориентированность всех действий государства, общества и личности на элементарную единицу здравоохранения - на систему социальных отношений "ВРАЧ-ПАЦИЕНТ". Именно в эту систему должны доставляться все ресурсы: деньги, лекарства, оборудование, новые больницы, компьютерные системы, инновации, инвестиции. Потому что именно система "ВРАЧ-ПАЦИЕНТ" является тем самым звеном, которое обеспечивает и качество и продолжительность жизни людей. На это надо не просто обращать внимание, этому надо следовать. Не медицинское учреждение лечит больного человека, а врач. И только врач способен спасти умирающего. Так дайте ему возможность!
Возможности врача измеряются:
1. Инфраструктурой здравоохранения, не зависимо от формы собственности провайдера медицинской помощи.
2. Образовательным уровнем и качеством функционирования систем последипломного образования, непрерывного обучения и контроля знаний.
3. Правовой защищенностью самого врача и его пациентов.
4. Уровнем этической компетентности медицинского персонала и пациентов.
5. Финансовыми ресурсами, поддерживающими текущие расходы на диагностику, лечение и реабилитацию.
6. Материальным благополучием врача и среднего медицинского персонала, обеспечивающем им и их семьям достойную жизнь.
Очевидно, что система государственного регулирования медицинской деятеяльности, в лице Министерства здравоохранения и социального развития не может удовлетворить перечисленных потребностей. Следовательно, обществу необходимо искать возможности и иных формах их реализации.
Среди возможностей:
1. Сорегулирование медицинской деятельности, реализуемое на основании общественного договора (разработанной и принятой Пироговским съездом Медико-социальной хартии РФ), где полномочия регулирования медицинской деятельности гармонично распределены между органами государственной власти и профессиональными врачебными ассоциациями.
2. Саморегулирование профессиональной врачебной деятельности. Которое представляет собой сложную, многогранную систему отношений врачей, общества и государства, при которой врач, приобретая статус абсолютной правосубъектности становится членом единого института врачебного сообщества. Именно этот институт платит ему зарплату, именно он аккумулирует финансы государства, общества и бизнеса, направляемые на здравоохранение, именно он определяет его статус, и все остальные профессиональные атрибуты.
Но! Будем реалистами! В унитарном государстве с минималстской позицией в здравоохранении, Российская Федерация ни когда не сможет реализовать полное саморегулирование. Если это и будет возможно, то только путем реализации многодесятилетнего плана, который будет поддержан врачебным сообществом страны. Пока этого - нет. Но свято верю, что политическая воля руководства страны сделает возможным реализацию этого плана.
В России насущно назрел вопрос о том, что система государственного регулирования профессиональной деятельности врача себя исчерпала. Административные меры регулирования за последнее двадцатилетие не носят системного характера. Следствием этого является тотальная деградация врача как профессионала, как носителя высоких моральных принципов, как нравственного якоря всего гражданского общества.
Между тем, мировое врачебное сообщество, в лице Всемирной медицинской ассоциации декларирует необходимость трансформации роли врача в обществе из лекаря в социального лидера. Россия катастрофически отстает от этого процесса вследствие того, что врачебная деятельность не является профессионализированной, то есть не носит признаков "свободной профессии". Основным отличительным признаком "свободной профессии" является полная правосубъектность ее носителя. Сейчас мы имеем врача, который порабощен удушающей системой избыточнейшего государственного регулирования. Ни один врач РФ сейчас не имеет ни малейшей надежды и перспективы на качественное улучшение его статуса.
Отечественное законодетельство, равно как и проекты законов, разработанные узкой группой политизированных докторов и экономистов защищают интересы административного аппарата, стремящегося к воспроизводству собственных функций и привелегий, а не благо людей.
Основным рефреном российского здравоохранения должен стать курс на достижение профессионализации деятельности врача и на ориентированность всех действий государства, общества и личности на элементарную единицу здравоохранения - на систему социальных отношений "ВРАЧ-ПАЦИЕНТ". Именно в эту систему должны доставляться все ресурсы: деньги, лекарства, оборудование, новые больницы, компьютерные системы, инновации, инвестиции. Потому что именно система "ВРАЧ-ПАЦИЕНТ" является тем самым звеном, которое обеспечивает и качество и продолжительность жизни людей. На это надо не просто обращать внимание, этому надо следовать. Не медицинское учреждение лечит больного человека, а врач. И только врач способен спасти умирающего. Так дайте ему возможность!
Возможности врача измеряются:
1. Инфраструктурой здравоохранения, не зависимо от формы собственности провайдера медицинской помощи.
2. Образовательным уровнем и качеством функционирования систем последипломного образования, непрерывного обучения и контроля знаний.
3. Правовой защищенностью самого врача и его пациентов.
4. Уровнем этической компетентности медицинского персонала и пациентов.
5. Финансовыми ресурсами, поддерживающими текущие расходы на диагностику, лечение и реабилитацию.
6. Материальным благополучием врача и среднего медицинского персонала, обеспечивающем им и их семьям достойную жизнь.
Очевидно, что система государственного регулирования медицинской деятеяльности, в лице Министерства здравоохранения и социального развития не может удовлетворить перечисленных потребностей. Следовательно, обществу необходимо искать возможности и иных формах их реализации.
Среди возможностей:
1. Сорегулирование медицинской деятельности, реализуемое на основании общественного договора (разработанной и принятой Пироговским съездом Медико-социальной хартии РФ), где полномочия регулирования медицинской деятельности гармонично распределены между органами государственной власти и профессиональными врачебными ассоциациями.
2. Саморегулирование профессиональной врачебной деятельности. Которое представляет собой сложную, многогранную систему отношений врачей, общества и государства, при которой врач, приобретая статус абсолютной правосубъектности становится членом единого института врачебного сообщества. Именно этот институт платит ему зарплату, именно он аккумулирует финансы государства, общества и бизнеса, направляемые на здравоохранение, именно он определяет его статус, и все остальные профессиональные атрибуты.
Но! Будем реалистами! В унитарном государстве с минималстской позицией в здравоохранении, Российская Федерация ни когда не сможет реализовать полное саморегулирование. Если это и будет возможно, то только путем реализации многодесятилетнего плана, который будет поддержан врачебным сообществом страны. Пока этого - нет. Но свято верю, что политическая воля руководства страны сделает возможным реализацию этого плана.