Разговоры про причины депрессии [Архив] - медицинский форум

PDA

Просмотр полной версии : Разговоры про причины депрессии


APTEM
14.08.2008, 21:13
Выделено из темы - ципралекс ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Причинами депрессии часто являются т.н. "внутренние конфликты", они называются "внутренними" потому что неосознаются...Нельзя ли привести ссылки на исследования. доказывающие такую точку зрения? Сломанная в детстве нога или отсутствие грудного вскармливания служит причиной депрессии в 50 лет?
Мне, как педиатру очень это интересно.

APTEM
14.08.2008, 21:56
boris71 одобрил(а): А Вы сами как думаете?

Обычно своей головой.

Вы не ответили на мой вопрос.

boris71
15.08.2008, 06:03
Обычно своей головой.

Вы не ответили на мой вопрос.
Уважаемый Артем!
Во-первых, Вы постите в теме пациента, что само по себе не очень... А во-вторых, задавание вопросов, подобных Вашему, подразумевает определенное отношение к предмету. Вот именно это Ваше отношение к ответу Сергея Ивановича я и хотел бы, чтобы Вы озвучили. Это будет настоящей помощью пациенту в плане выбора им стратегии и тактики лечения и вполне в духе нашего форума. Так мне кажется.:)


APTEM
15.08.2008, 09:38
Уважаемый boris71! Я считаю ответ, что причины депрессии часто лежат во внутренних неосознанных причинах ничем не обоснованным собственным мнением. Не понимаю, чем вызвано ваше возмущение. Процитирую вам главного ВРАЧА нашего форума:

Надеюсь, Вы знаете, что РМС руководствуется принципами ДМ и подтверждать свои высказывания ссылками на клинические рекомендации - это правило?
Если вы придерживаетесь патерналистских подходов и считаете, что пациент не должен владеть объективной и полной информацией, то тему можно не продолжать.

Lyubimova
15.08.2008, 13:59
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]


Иными словами, о чем говорить? Причины возникновения депрессий множественны и до конца науки неизвестны, исследования продолжаются. Все это позволяет как создавать гипотезы, так и спекулировать ими.
Но мы знаем, что какими бы они ни были причины, при депресси нарушается обмен медиатров в ГМ и этот обмен можно восстановить с помощью медикаментов и в ряде случаев психотерапии, иногда он восстанавливается сам.


Артем, не горячитесь. Обоснования того, что "внутренние конфликты" могут быть причиной депресии есть. :) Другое дело, что нет научных данных, доказывающих эту гипотезу.
И главное - "внутрениий конфликт" ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]), или точнее "внутриличностный конфликт" - это не "сломанная в детстве нога или отсутствие грудного вскармливания". Это "трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п." (с) ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] %B8%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B D%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0% B8%D0%BA%D1%82) Он "сопровождается сильными эмоциональными переживаниями" (idit).
В общем-то конфликт вообще - это нормальное явление, необходимое для развития человека. Вопрос в том, какую роль это явление играет в возникновении депрессии и играет ли вообще - это пока науке неизвестно. Известно другое - у людей живущих в согласии с самим собой реже бывает депрессиия. И еще известно, что когнитивно-поведенческая терапия помогает при депрессии. Возможно, терапевтический эффект когнитивно-поведенчиской терапии и реализуется как помощь людям в лучшем понимать себя и согласованности внутренних противоречий насколько это в принципе возможно? :bn: - но это пока тоже только гипотеза.

yananshs
15.08.2008, 15:04
The etiology of depression is multifactorial, but depression is thought to involve changes in receptor-neurotransmitter relationships in the limbic system. Serotonin and norepinephrine are the primary neurotransmitters involved but dopamine has also been related to depression...
A family history of depression is common. Bipolar disorder has a prominent depressive component but is a different clinical entity from depression. There is a possible defect on chromosome II or X, but current genetic research is inconclusive...


Alteration in the balance of neurotransmitters and/or their function
Impaired synthesis of neurotransmitters
Increased breakdown or metabolism of neurotransmitters
Increased pump uptake of neurotransmitters

Typically, neurotransmitters are passed from neuron to neuron. Subsequently they are (1) reabsorbed into the neuron where they are either destroyed by an enzyme or actively removed by a reuptake pump and stored until needed, or (2) destroyed by monoamine oxidase (MAO) located in the mitochondria.
A decrease in the functional balance of these neurotransmitters causes certain types of depression (ie, decreased norepinephrine causes dullness and lethargy, and decreased serotonin causes irritability, hostility, and suicidal ideation)...

Environmental factors including coexisting illnesses or substance abuse (discussed above) may affect neurotransmitters and/or have an independent influence on depression.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]


yananshs
15.08.2008, 15:13
To make it simple:

The causes of depression are complex. Genetic, biological, and environmental factors can contribute to its development. In some people, depression can be traced to a single cause, while in others, a number of causes are at play. For many, the causes are never known.
Currently, it appears that there are biochemical causes for depression, occurring as a result of abnormalities in the levels of certain chemicals in the brain (neurotransmitters).
The abnormalities are thought to be biological and are not caused by anything you did.

While we still don't know exactly how levels of these neurotransmitters affect mood, we do know that the levels can be affected by a number of factors.

Heredity: Certain types of depression seem to run in certain families. Research is ongoing as to exactly which genes are involved in depression. Just because someone is your family has depression, however, doesn't mean you will. Sometimes, family members who were known to abuse alcohol or other drugs were unwittingly trying to improve their mood (often called "self-medication" by professionals). Likewise, you can become depressed even if no one else in your family is known to have depression.

Personality: People with certain personality traits are more likely to become depressed. These include negative thinking, pessimism, excess worry, low self-esteem, overdependence on others, and ineffective responses to stress.

Situations: Difficult life events, loss, change, or persistent stress can cause levels of neurotransmitters to become unbalanced, leading to depression. Even happy events, such as childbirth, can be stressful and cause postpartum depression.

Medical conditions: Depression is more likely to occur with certain medical conditions. These "co-occurring" conditions include heart disease, stroke, diabetes, cancer, hormonal disorders (especially perimenopause or hypothyroidism, known as "low thyroid"), Parkinson disease, and Alzheimer disease. Clinical depression should not be considered a normal or natural reaction to illness.

Medications: Some medications used for long periods, such as prednisone, certain blood pressure medicines, sleeping pills, and even birth control pills in some cases, can cause depression.

Substance abuse: While it has long been believed that depression caused people to misuse alcohol and drugs in an attempt to make themselves feel better (self-medication), it is now thought that the reverse can also be the case; substance abuse can actually cause depression.

Diet: Deficiencies in certain vitamins, such as folic acid and B-12, may cause depression.

Certain people are more likely to develop clinical depression. The following are risk factors for depression in adults:
Female sex
Advanced age
Lower socioeconomic status
Recent stressful life experience
Chronic (long-term) medical condition
Underlying emotional or personality disorder
Substance abuse (such as alcohol, sleeping medications, medications for panic or anxiety, or cocaine)
Family history of depression, especially in a close relative (such as parent, brother or sister, or child)
Lack of social support


Many of these risk factors also apply to children. Other risk factors for depression in children include the following:
Continual mental or emotional stress, at home or at school
A recent loss
Attention, learning, or conduct disorder
Obesity


Risk factors for depression in elderly people include those listed for adults. Especially important are the following:

Co-occurring illnesses: These become much more important risk factors in the elderly because of the higher incidence of these illnesses in older people. Diseases with which depression is more likely to occur include heart disease, stroke, diabetes, cancer, thyroid disease, Parkinson disease, and Alzheimer disease--all diseases that are much more common in elderly people than in other age groups.
Medication effects: Like co-occurring illnesses, medication use is much more common in the elderly. Depression is a side effect of some medications in the elderly.
Not taking medication for medical conditions: Some medical conditions, if untreated, may cause depression. An example is hypothyroidism (low thyroid).
Living alone, social isolation
Being recently widowed

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

yananshs
15.08.2008, 15:20
Обоснования того, что "внутренние конфликты" могут быть причиной депресcии есть.Мне кажется, скорее не причиной, а фактором риска.

APTEM
15.08.2008, 16:43
Артем, не горячитесь. Обоснования того, что "внутренние конфликты" могут быть причиной депресии есть. Другое дело, что нет научных данных, доказывающих эту гипотезу.

Спасибо за ответ. Надя, у меня нормальная температура, я даже не покраснел. Я не оспариваю возможности когнитивно-поведенческое терапии, как ты понимаешь. У нее даже есть доказательная база.
Но не все психотерапевты форума практикую КБТ. Некоторые занимаются исключительно глубоким бурением в бессознательное, в надежде найти в нем месторождение, способное объяснить и решить все проблемы.
Может стоит указывать способ психотерапии в своих рекомендациях? А то некоторые пациенты и коллеги пребывают в уверенности, что психоанализ и психотерапия это синонимы.
Ну и как всегда большое спасибо Яне за проделанную работу. Есть что почитать.


yananshs
15.08.2008, 16:47
:) Еше чуть-чуть:

American Psychiatric Association Practice Guidelines

Treatment of Patients With Major Depressive Disorder
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Treatment of Patients With Bipolar Disorder
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]


Остальные:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

yananshs
15.08.2008, 16:49
задавание вопросов, подобных Вашему, подразумевает определенное отношение к предмету. Вопрос одного врача другому подразумевает профессиональный ответ.

Lyubimova
15.08.2008, 17:11
Мне кажется, скорее не причиной, а фактором риска.

Может фактором риска, может причиной - кто его сейчас знает... Здравый смысл подсказывает мне что ты права и "скорее фактором риска".

Артем, тьфю-тьфу-тьфу, чтобы температура была нормальная, ну а красный цвет нынче не в моде. :)

Некоторые занимаются исключительно глубоким бурением в бессознательное, в надежде найти в нем месторождение, способное объяснить и решить все проблемы.
Думаю здесь дело не в практикуемом направлении, а в личностных особенностях практикуемого. Есть психотерапия, есть "психоанализ", а есть "дикий психоанализ" - и их вообще разумно различать. Психоаналитики бессознательное не "бурят", они к нему вообще очень бережно и уважительно относятся.
Не помню, писала ли уже, но если писала тогда просто напомню одну историю. Однажды мой муж был на круглом столе с приеховшим из штатов именитым психоаналитиком. И тот сказал замечательную вещь. Рассуждать об Эго, фальшивом селф, анальной стадии и т.п. как об абстрактных понятиях - это понятно. А считать, что у человека есть фальшивое селф, или анима, аниму, тень (у Юнгианских аналитиков) как реальность - это потеря реальности терапевтом.

И еще есть "синдром" студента медика - "переболеть" всеми болезнями. А есть "синдром" студента психолога - знать как мир устроен и как правильно себя в жизни вести надо. И у обоих студентов есть общее - очень уж интересно как человек устроен и как болезнь устроена. И бывает что любопытство "посмотреть что там внутри" сановится сильнее цели помочь пациенту. На определенном этапе развития профессионализма это нормально.


yananshs
15.08.2008, 17:15
Думаю здесь дело не в практикуемом направлении, а в личностных особенностях практикуемого. Надя, практируемого или практикующего?

yananshs
15.08.2008, 17:27
Вот, может психологи почитают для самообразования:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Тут все очень понятно. Всего 20 страничек.

Psychotherapy principles. Table 6 (placed after guideline text) outlines several psychotherapeutic treatments for depression. Psychotherapy alone is as efficacious as antidepressant medication in patients with mild to moderate major depression and may be efficacious even among patients with more severe depression. However, most clinicians recommend combining psychotherapy with pharmacotherapy for patients with severe depression. Patients treated with psychotherapy should be monitored, and patients having no response to therapy after 6 weeks or only a partial response after 12 weeks should be considered for antidepressant medication.
Physicians should also consider initiating treatment with a combination of psychotherapy and antidepressants if patients have:
• a history of partial response to previous trials of medication or psychotherapy.
• a history of two or more episodes of major depression with poor interval functioning.
• a depressive episode of 2 or more years.
• psychosocial difficulties that interfere with treatment adherence.
There are many different forms of psychotherapy. However, only a few short-term psychotherapies that easily lend themselves to codification in manuals have been tested in randomized controlled trials. Psychotherapy practiced in the community may or may not resemble the standardized psychotherapies proven effective in RCTs.

yananshs
15.08.2008, 17:59
Interpersonal Psychotherapy (IPT)
Focuses on clarification and resolution of interpersonal difficulties. Explores interpersonal losses, role disputes, role transitions, and social skill deficits.
Effective in reducing symptoms as the sole agent in mild to moderate depression [A*].

Cognitive Behavioral Therapy (CBT)
Identifies and attempts to modify negatively-biased cognitions. Behavioral component includes activity scheduling and social skills training.
Effective in reducing symptoms as the sole agent in mild to moderate depression [A*].
Possibly lower relapse rates after treatment discontinuation compared to medication [A*].
Evidence for increased efficacy in combination with pharmacotherapy for chronic depression [A*].

Marital Therapy
Focuses on improving the marital relationship of patients with depression.
Marital therapy appears to be effective for depressed women in discordant marital relationships [A*]. Marital therapy should only be considered if violence is screened for and absent in the relationship.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]


yananshs
15.08.2008, 18:31
Off-top.


PET reveals link between hereditary personality trait and brain endorphine system

Health Imaging News | August 14, 2008 | Clinical Studies
Researchers using PET have validated a theory that individual personality traits—particularly reward dependency—are connected to brain chemistry, which has implications for better understanding and treatment of substance abuse and other addictive behaviors. The study appears in the current issue in the Journal of Nuclear Medicine.

In a study to identify biochemical correlates of personality traits in healthy humans, researchers focused their investigation for the first time on the role of the brain’s opioidergic (or endorphine) system—specifically, the connection between an individual’s level of reward expectancy and the brain’s ability to transmit naturally occurring opiates.

The study included 23 males with no history of substance abuse, who were administered Fluoro-ethyl-diprenorphine (a radiolabeled chemical that binds readily to the brain’s naturally occurring opiate system), and then underwent a PET scan, the authors wrote.

The investigators compared scans to the results of each participant’s Cloninger temperament and character inventory, and assessed a questionnaire that human personality based on four dimensions: novelty seeking, harm avoidance, reward dependence and persistence.

The comparison revealed that the binding to opiate receptors in the ventral striatum—an area of the brain known to be a central part of the reward system—correlated narrowly to the individual degree of reward dependence. The participants, who skewed toward a high need to feel rewarded by approval, were also those with the highest uptake of opiates, or endorphins, in the reward system, according to the reserachers.

“Our main finding was that reward dependence is the only personality dimension correlated with opiate receptor binding, and that positive correlation was restricted to the ventral striatum, which is considered the key area of the human reward system and of the development of addictive behavior,” said Peter Bartenstein, MD, professor of nuclear medicine at Ludwig Maximilians-University in Munich, Germany. “This correlation means that people with high reward dependence have a high concentration of opiate receptors available in that area, while people with low dependence have fewer opiate receptors.”

According to the researchers, the biological purpose of the human reward system is to initiate behavior essential for the maintenance of the individual (i.e., food intake) or the species (i.e., reproduction). Therefore, food or sexual stimuli lead to an opioid-modulated dopamine release in core structures of the reward system and subsequently induce the sensation of craving. Modern addiction research maintains that genetic or acquired abuses of the reward system are the central basis for the development of addictive behavior.

The authors said that the latest finding suggests that individuals suffering from a relative endorphine deficit in their reward system show increased reward dependence and are probably more at risk for developing addictions.

“Understanding the central role of neurotransmission processes in certain brain structures for the expression of psychologically defined constructs such as personality will make a great difference in the future of medicine,” said Mathias Schreckenberger, MD, professor of nuclear medicine at Johannes Gutenberg-University in Mainz, Germany.

The researchers said that they foresee PET becoming the preferred imaging method for individualized therapy in a range of disorders caused by addictive behavior—such as drug abuse or pathological gambling—because it is the only method able to show specific local changes in different neurotransmitter systems (opiate, dopamine and serotonine) involved in addiction.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Dr.
15.08.2008, 18:33
Interpersonal Psychotherapy (IPT)
Focuses on clarification and resolution of interpersonal difficulties. Explores interpersonal losses, role disputes, role transitions, and social skill deficits.
Effective in reducing symptoms as the sole agent in mild to moderate depression [A*].

Cognitive Behavioral Therapy (CBT)
Identifies and attempts to modify negatively-biased cognitions. Behavioral component includes activity scheduling and social skills training.
Effective in reducing symptoms as the sole agent in mild to moderate depression [A*].
Possibly lower relapse rates after treatment discontinuation compared to medication [A*].
Evidence for increased efficacy in combination with pharmacotherapy for chronic depression [A*].

Marital Therapy
Focuses on improving the marital relationship of patients with depression.
Marital therapy appears to be effective for depressed women in discordant marital relationships [A*]. Marital therapy should only be considered if violence is screened for and absent in the relationship.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Реклама психотерапии? :ai:

yananshs
15.08.2008, 18:35
Почитайте. Всего двадцать страничек.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Реклама в другом разделе.


Lyubimova
15.08.2008, 18:50
Практикующего, конечно: терапевта, психолога, психодиагноста.

Цитата с [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Рой Шефер - психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета

Типы психологов-диагностов:

«Заумный тип

Заумный психолог. Склонность к интеллектуальным играм присутствует в любом психологе. До тех пор, пока она остаётся под некоторым контролем, интеллектуализация успешно изолирует аффект и делает возможным взаимодействие с крайне напряжённым и потенциально разрушительным материалом в ответах пациента. Это качество помогает быть осторожным в выдвигаемых предположениях, поддерживает разумный скептицизм, противится механистическим интерпретациям и «увеличивает готовность погружаться в рассмотрение бесконечного разнообразия ответов и их значений в различных конфигурациях», иронизирует Шефер. Интеллектуальная наклонность может способствовать использованию тестов в целях развития теоретических положений.
В своём крайнем проявлении, интеллектуализация в тестировании делает психодиагностику слишком отстранённым, «логичным», собирающим головоломку занятием. Заумный психолог пишет отчёт в «информирующей» манере, неизбежно усложняющей случай. Он интерпретирует каждый знак, стремится установить количество для каждого качества, сомневается в своей ответственности и даёт абстрагированные описания. Только заумный психолог может жизнерадостно рассуждать о страхах кастрации, инцестуозных желаниях, садистских фантазиях и фаллических матерях с абсолютным отсутствием чувства уникальных, эмоционально ощутимых качеств конкретного пациента, пишет Шефер.
Когда интеллектуализации психодиагноста подпитываются его грандиозными устремлениями, он временами становится в позу психолога, который «всё видит и всё знает». Его позиция воспринимается пациентом как холодность и нарциссическое самолюбование. Заумному психологу доставляет удовольствие в основном то, что кажется ему интересным, но нет вернее пути вызвать раздражение у пациента, чем отнестись к нему как к «интересному случаю». Пациенты боятся безучастного отношения, обижаются, когда в них видят предмет классификации, и настаивают на том, чтобы их считали неповторимыми».

О чём может, теоретизируя, заумно рассуждать социальный работник? На какую теоретическую и методическую базу опирается его «психосоциальное расследование»? По моему личному впечатлению, заумь среди социальных работников, решающих вопросы разлучения детей с родителями, чаще встречается в других формах: это «энциклопедисты», активно начитывающие разнообразную литературу, и «классификаторы», пытающиеся свой опыт работы с трудными семьями оформить в простую классификацию, где есть «безнадёжные» случаи и те, где «во всём виноват несотрудничающий отец» и «во всём виновата несотрудничающая мать». Где встречается заумный тип? Он с удовольствием выступает на конференции с докладом или занимается на курсах, повышая свою квалификацию.

«Садистский тип

Психолог-садист. Психиатрия и медицина в целом могут рассматриваться как авторитаризм и главенство над относительно беспомощным «больным». Cитуация тестирования так же представляет собой безопасную и социально санкционированную тиранию.
Садистская социальная ориентация может означать вынюхивание «слабых», «поддельных», «унизительных» аспектов жизни ненавидимых Других. Рабочие взаимоотношения приобретают черты садизма, когда психолога переполняют глубоко лежающие в переносе переживания стыда, униженности и потребности доказать собственную значимость родителям и сибсам (братьям и сёстрам).
Психолог-садист имеет склонность писать односторонние отчёты, которые звучат как заявления или приговоры. Он проходит мимо очевидных свидетельств хороших способностей, приспособительных возможностей и сильных сторон пациента.
Наряду с этим следует сказать о том, что психодиагност в своей работе часто сталкивается с серьёзной психопатологией. Способность их непредвзятого обсуждения требует некоторой агрессивной свободы называть вещи своими именами.
Если психолог способен вытерпеть своё раздражение и осознать враждебность по отношению к пациенту, которого описывает в отчёте, он более свободно сможет назвать шизофреника шизофреником и психопата психопатом, говорит Шефер. Он не станет применять «бронебойные» интерпретации к лёгкому случаю, но он конечно же не станет чураться конфронтирующих интерпретаций.
Ему будет легче распознать скрытый садизм в соглашательской манере пациента и увидеть издевательство над собой в обсессивных муках совести невротика. Его нелегко будет взять в оборот и подчинить манипуляциям слезами, улыбками и тяжёлыми вздохами. Психодиагност сможет даже получать некоторое удовольствие от соревнования со своим оппонентом.»

Может ли социальный работник садистски выполнять свои обязанности? Вопрос, на мой взгляд, риторический. Где чаще встречается садистский тип? Он с удовольствием работает в составе комиссии (ваады), где бичует «несотрудничающих» родителей и бессознательно упивается своими властными полномочиями. И если бы только ограничивался словами: запугивал и шантажировал разлучением с детьми, а то ведь принимает решения...


«Заботливый тип

Заботливый психолог. Психолог направлен к нуждам других и, таким образом, в профессиональной роли отрицает свои собственные нужды. Неосознанно, через идентификацию с пациентом, о котором он печётся, заботливый психолог получает непрямое удовлетворение.
Императивная установка всегда давать и никогда не получать превращает его в в слишком родительского, слишком святого или слишком сиропного психолога, который пытается заставить пациента войти в пассивную получающую роль. Пациенты страстно её желают, но ужасно её боятся. Вследствие возникающей динамики страдают рабочие отношения.
Если защиты психолога от его потребностей в зависимости в равной мере ни ригидные, ни слабые, другими словами, если его потребности в зависимости хорошо интегрированы в структуре характера, тогда он будет самым лучшим из всех возможных психологов.
Защиты против потребностей в зависимости, такие как подавление или формирование реакции, играют жизненно важную роль в выборе клиническим психологом своей профессии, считает Шефер. И ригидные, и слабые защиты делают психодиагноста как профессионала неадекватным. В первом случае заботливый психолог стремится только давать клиенту: поддержку, понимание, интерпретации. Во втором, если защиты слишком слабы, он становится зависимым психологом, желающим только получать от клиента.»

Заботливый социальный работник получает непрямое удовлетворение через бессознательную идентификацию со своим подопечным. Этот тип «даёт»: организует праздники для «контингента», оформляет клуб для подопечных и радует их подарками от пожертвователей. Где чаще встречается заботливый тип? В кабинете за телефоном: обзванивает людей и сообщает им хорошие новости.

Lyubimova
15.08.2008, 18:51
Цитата с [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Рой Шефер. Типы психологов-диагностов:


«Добренький тип

Добренький психолог. Ненависть к конкуренции и усмирение своего страха перед другими людьми с помощью добрых дел на их благо – это надёжный путь избежать встречи с собственной враждебностью по отношению к людям. Подобно защитам от потребностей в зависимости, защиты от враждебности играют жизненно важную роль в выборе клиническим психологом своей профессии.
Психолог, которым управляют ригидные защиты против враждебности (подавление, формирование реакции или отмена), переносит на пациентов неосознанный паттерн частичного прощения или исправления родителей или сибсов, которые посягали на психолога или отвергали его. Подобно терапевту в той же динамической позиции, психолог может иногда ненавидеть пациентов, которые сопротивляются его отчаянным попыткам быть с ними «хорошим». Когда собственная враждебность вызывает чувство вины, занятия психологией на благо людей легко превращаются в искупление вины хорошими поступками.
Если защиты против враждебности к другим людям слабы, психолог может вести себя как садист. Если защиты чрезмерны, такой слишком-лёгкий добренький психолог ставит пациента в позицию, провоцирующую вину: «Я такой терпеливый, терпимый, понимающий и помогающий, а ты, неблагодарный, отказываешься сотрудничать». В этом смысле, святошество может быть мощным садистским оружием, заключает Шефер.

Ригидные защиты против враждебности могут лишать психодиагноста способности видеть неутешительные тестовые результаты. Возможно, он видит их, но минимизирует или не может квалифицировать. С другой стороны, доброта и снисходительность психолога помогают найти сильные стороны в личности самого разрушенного пациента и повышают чувствительность к малейшим намёкам на существование у него адаптивного потенциала.»

Социальный работник, у которого ваше упрямство начинает вызывать раздражение, скорее всего ведёт себя как добренькая, подчёркнуто вежливая тётя, общение с которой заставляет вас почувствовать себя неблагодарной скотиной. Она не имеет права сказать вам прямо, что вы её достали по самое не хочу или выразить свою бессознательную враждебность другим способом. Где чаще встречается добренький тип? Эту ипостась можно услышать там, где ваша беседа с социальным работником касается противоречивых тем, и вы имеете наглость настаивать на своей точке зрения.

«Заискивающий тип

Заискивающий психолог. Ориентация на зависимость основана на удовольствии от получения чего-либо. Психолог просит, пациент даёт. Такой вид удовлетворения присутствует во всех профессиях, предполагающих личное общение. Удовлетворение потребностей за счёт пациента возникает или из спонтанного желания клиента умилостивить психодиагноста или из навязанного клиенту стиля общения. Последний вариант ставит под вопрос профессионализм психолога.
Заискивающий психолог боится неудовольствия или возмущения пациента. Он хочет оставаться на положительной стороне пациента, то есть быть его прощающей и поддерживающей частью. В ответ на дискомфорт клиента зависимый психолог останавливается и не требует продолжать усилия, даже если к такому нажиму есть совершенно ясная индикация. Он может защитным образом рационализировать эту робкую политику необходимостью сохранения хорошего раппорта. Раппорт не нужен сам по себе, это способ получения динамически или диагностически значимого материала, в котором мы нуждаемся, чтобы написать полноценный отчёт и тем самым помочь пациенту, разъясняет Шефер. Иногда раппорт должен быть принесён в жертву для того, чтобы прояснить критические пункты в личностной динамике пациента.
Требовательный или не-дающий пациент – другая частая птица в рабочем кабинете – в заискивающем психологе вызывает страх, а порой гнев и желание наказать. Когда эти чувства, как и тревоги, что пациент ничего не даст психологу, достаточно сильны и постоянно мешают в ситуации тестирования, психодиагносту необходима помощь супервизора, чтобы вступить в конфронтацию со своей зависимой частью и её инфантильными желаниями.»

Заискивающий социальный работник бессознательно ждёт хороших вестей. А родитель всё о плохом да о трудном, и не похвалится улучшением в ситуации или позитивным изменением в поведении ребёнка. Эта ипостась чаще проглядывает после того, как просителю была выделена материальная поддержка или оказана какая-либо конкретная помощь. Чем больше социальному работнику бессознательно хочется, чтобы его волшебное средство подействовало, тем дольше он пересиживает в разговорах с подопечным, чтобы дождаться радостного рапорта, что благодаря предпринятым социальной службой действиям положение клиента улучшилось.

«Замкнутый тип

Замкнутый психолог. Для такого психолога тестирование может стать главной улицей к контакту с людьми, а иногда и к интимности в человеческих взаимоотношениях. Не следует забывать, что тестирование предлагает замкнутому психологу благоприятное положение, защищающее его от опасностей и боли от амбивалентности реальных отношений. В тестированиии доверительность и откровенность гарантирована, в ней нет ничего обязывающего, контроль остаётся в руках психолога, и интимность растёт только в одном направлении – к нему. Такая контролируемая, временная, односторонняя теплота и близость в профессиональной жизни патопсихолога тем более привлекательна для него, чем более его личные взаимоотношения чреваты компульсивными, шизоидными или параноидными тревогами и подавлениями.
Замкнутому психологу трудно оставаться адекватным во взаимодействии с энергичным пациентом, который пытается силой вырвать контроль над ней из рук психодиагноста, и движется на него «слишком лично», требуя более человечного отклика и вовлечённсти, чем психолог готов дать. В последнем это вызывает сильную тревогу. Она может привести его к холодному, бесцеремонному, раздражительному или более уклоняющемуся поведению. В конце концов тестирование превращается в болезненное переживание для обоих участников.
Отмечая положительные стороны этого типа, Шефер пишет о том, что социальное подавление часто сопровождается гиперчувствительностью к эмоциональным нюансам в отношениях. Последняя может обогащать способность психолога воспринимать Другого, с оговоркой, что его восприятие не отягощено подозрительностью и параноидными чертами.»
По моему личному впечатлению, среди социальных работников муниципалитета замкнутый тип – редкость. Он скорее выберет работу в закрытом учреждении – хостеле или интернате.

«Хамелеон

Психолог-хамелеон. Занятия клинической психологией, возможно, особенно привлекательны для людей с хронически диффузной я-концепцией, людей, которые не уверены в себе, в том, каким человеком они хотели бы быть, какой тип взаимоотношений поддерживать, какие из импульсов и чувств принимать и выражать и как именно это делать, каким традициям следовать и каких ценностей придерживаться, пишет Шефер. Следуя за Эриком Эриксоном, он определяет таких психологов как имеющих неопределённую идентичность. Психологу, не имеющему чёткой идентичности, тестирование предоставляет возможность наблюдать за другими людьми и беспрестанно сравнивать себя с другими. Психолог может таким способом утверждаться в своей «нормальности» либо принимать свою «ненормальность». В качестве способа узнать, как именно другие люди справляются или не справляются с их проблемами, тестирование относительно надёжно и недорого, «даже принимая в расчёт, что не слишком вознаграждаемо в настоящее время», замечает Шефер в своей книге, выпущенной в США в 1954 году.
Ориентация на исследование идентичности подразумевает прямую и непрямую встречу с самим собой и, возможно, со своей завистью. Психодиагност наблюдает в пациентах черты, которыми восхищается, такие как шарм, живой ум, гладкая речь, убедительность и поэтическое воображение. Такой психодиагност может демонстрировать крайний фаворитизм в своём обращении с пациентами – любовные чувства к тем, кем восхищается, и скуку и отвращение к бедным, туманным или бросающим вызов пациентам. Ориентация на изучение идентичности других проявляется в требованиях психодиагноста давать богатые, насыщенные смыслами протоколы от пациентов, неспособных их дать. Она может привести к утрате нейтральности по отношению к материалу. Очарованность клиентом может ослабить или затуманить то чувство идентичности, с которым психолог начал тестирование.
С положительной стороны, неосознаваемый поиск психологом идентичности может усилить способность воспринимать то, как пациент пытается решить свои проблемы и постигнуть себя. Неопределённость относительно чьего-либо Я вносит важный вклад в умение видеть разнообразие решений, находящихся в распоряжении других людей и их попыток справиться со своими проблемами. Это усиливает чувство уникальности и толерантность к неопределённости и противоречиям в результатах тестирования. Также, поскольку она подразумевает встречу с собой, эта ориентация может способствовать личностному и профессиональному росту.»

Во времена, когда Шефер писал свою книгу, не было ЖЖ, а то бы он обязательно отметил, что желание посмотреть на других социальный работник-хамелеон реализует в интернет-сети, где ведёт достаточно откровенный Живой Журнал и с удовольствием вступает в споры по самым разным поводам. С каждым новым собеседником он заново определяет, уточняет и переопределяет свою позицию, как того и требует его неопределённая – хамелеонская по природе – идентичность. В беседе с подопечным это любопытный и вдумчивый слушатель, который, однако, скучает, если беседы становятся однообразными или отупляющими. По моему личному впечатлению, чаще всего тип социального работника – хамелеона проявляет себя как активный участник профессиональной дискуссии.

Lyubimova
15.08.2008, 18:52
Цитата с [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Рой Шефер. Типы психологов-диагностов:

«Мазохистский тип

Психолог-мазохист. Профессиональный психолог большую часть своей жизни проводит, общаясь с людьми, чья способность тепло относиться к другим, подбадривать себя или сдерживаться в ситуациях, вызывающих раздражение, серьёзно ограничены. Встречаются психологи, которым этого мало. Они ищут сопротивляющихся, проблемных, «трудных» пациентов, а когда таковых не оказывается в наличии, создают трудности в работе с обычными клиентами. Если психолог получает удовольствие от упрямства, несогласия и враждебности пациента, он бессознательно создаёт ситуации, обостряющие взаимоотношения. Он может, например, торпедировать отношения сотрудничества, взвинчивая тревожность пациента. Для этого психологу-мазохисту достаточно выпустить контроль за взаимодействием из своих рук. Потом психолог делится с коллегами рассказом о трудностях, пережитых им в тестировании, и с упоением погружается в мысли о том, насколько «ужасны» пациенты «на самом деле». Мазохистская ориентация может послужить к пользе психолога, поскольку заключает в себе известную толику враждебности и даёт законные основания «выпустить пар» и покритиковать трудного пациента. Вообще, замечает Шефер, мазохистская жилка, особенно если она покрыта юмором, укрепляет способность переносить наказания и терпеть боль и способствует продуктивной работе психолога.

В личности каждого из нас можно найти все черты, но некоторые становятся доминантными в моменты жизненных кризисов психолога и вторгаются в его работу. В благоприятных обстоятельствах, с сотрудничающим пациентом, вне больших кризисов в жизни психодиагноста ни одна из иррациональных тенденций не становится разрушительной или доминирующей. Тогда всё тестирование может быть проведено в духе молчаливого согласия и содействия. Очень часто так это и происходит. Важность обсуждения неосознаваемых потребностей, говорит Шефер, состоит в признании психологической сложности взаимоотношений. Она должна быть обозначена и прояснена – как в общем плане, для нужд общей психодиагностики, так и в частном, для успешного проведения и интерпретации тестов.»

Принимая во внимание уровень оплаты труда социальных работников, мазохистская жилка с полным на то основанием может быть названа мазохистской аортой, царь-жилой. Лично мне работать бок о бок с мазохистским типом не доводилось, поэтому воздержусь от предположений, где его чаще всего можно встретить.

Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 процитированы по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Сводный каталог русскоговорящих специалистов в области медицины и психологии. Подарочное издание для участников конференции 26 апреля 2007 года. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0


yananshs
15.08.2008, 19:01
Бывают ли по мнению етого Шефера нормальные психологи? Или они все должны быть с приветом? :)

Lyubimova
15.08.2008, 19:06
"В благоприятных обстоятельствах, с сотрудничающим пациентом, вне больших кризисов в жизни психодиагноста ни одна из иррациональных тенденций не становится разрушительной или доминирующей. Тогда всё тестирование может быть проведено в духе молчаливого согласия и содействия. Очень часто так это и происходит. (выделено мной - ЛНС) Важность обсуждения неосознаваемых потребностей, говорит Шефер, состоит в признании психологической сложности взаимоотношений. Она должна быть обозначена и прояснена – как в общем плане, для нужд общей психодиагностики, так и в частном, для успешного проведения и интерпретации тестов."


Dtver
15.08.2008, 21:42
Я только не понял, почему тема в Разном, а не в разделе для общения пси-специалистов? Здесь они - кому, собственно и предназначены все эти многочисленные ссылки - ее, кажется, не видят;)

Яна, спасибо за 20 страничек - простенько и со вкусом:)

Lyubimova
16.08.2008, 11:18
Немного офф-топ из вчерашних новостей.


Positive parenting and early puberty in girls: protective effects against aggressive behavior.

Mrug S, Elliott M, Gilliland MJ, Grunbaum JA, Tortolero SR, Cuccaro P, Schuster M.

Departments of Psychology, University of Alabama at Birmingham, 912 18th St South, Birmingham, AL 35294-1200, USA.

OBJECTIVE: To determine whether positive parenting practices are associated with less aggressive and delinquent behavior in early-maturing girls. DESIGN: Cross-sectional survey. SETTING: Interviews with a community sample of children and their caregivers were conducted in their homes or in a research setting. PARTICIPANTS: An ethnically diverse cohort of 330 fifth-grade girls (mean age, 11.25 years) from 3 metropolitan areas. MAIN EXPOSURE: Early onset of menarche, parental nurturance, knowledge of the child's activities, and communication. MAIN OUTCOME MEASURES: Physical, relational, and nonphysical aggression and delinquent behavior. RESULTS: A total of 25% of girls could be reliably classified as early maturers. Early maturation was associated with delinquency (b = 0.53) but not aggression. Low levels of maternal nurturance were associated with delinquency and relational aggression (both b = -0.04). Early maturation was associated with higher relational aggression only at low levels of nurturance (b = 0.94), communication (b = 1.36), and knowledge (b = 1.06) (P < .05 for each interaction). Also, early maturation only predicted physical aggression when combined with low maternal nurturance (b = 0.93). CONCLUSIONS: Early puberty is a risk factor for delinquency, and early puberty combined with low parental nurturance, communication, or parental knowledge of the child's activities presents a risk for aggressive behavior in early adolescent girls. Early-maturing girls may benefit from increased parental nurturance, communication, and knowledge.
PMID: 18678812 [PubMed - in process]

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]