Samoshkin
13.11.2008, 14:50
Основным документом, регламентирующим вопросы оказания медицинской помощи, больным наркоманией является Федеральный Закон РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.12.2004 N 146-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.10.2006 N 170-ФЗ).
Статья 55 данного Федерального Закона РФ трактует о том, что:
- Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
- Приватизация и передача в доверительное управление учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, запрещаются.
- Для диагностики наркомании и лечения больных наркоманией применяются средства и методы, разрешенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Однако, 10 летний опыт работы ОАО «ОРЦ», как медицинского учреждения, позволяет сделать вывод, что данная статья противоречит статье 41 Основного Закона РФ - Конституции РФ, так как в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; статье 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, где сказано, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1)соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;
Противоречие статьи 55 Федерального Закона РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» также находит своё отражение в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, поскольку, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
- выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
- проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; и в статье 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, так как финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Кроме того, искусственное разделение лечения и реабилитации существенно снижает процент выздоровления пациентов, создаёт предпосылки для незаконной деятельности врачей наркологов, осуществляющих оказание медицинской помощи населению без соответствующей лицензии, сертификатов.
В настоящее время частные медицинские реабилитационные центры, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, обладают всеми необходимыми материальными, техническими и кадровыми ресурсами, позволяющими достигать высоких результатов по показателям социальной адаптации и ремиссионности, соблюдают все формы статистической отчётности.
Деятельность реабилитационных учреждений регламентируется Приказом Минздрава России № 500 от «22 октября» 2003 года «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z 50.3). Основополагающей данного документа является то, что процессы лечения и реабилитации в наркологии неотделимы, поскольку лечение – это совокупность медицинских мероприятий, направленных на устранение патологических процессов, облегчение страданий больного человека, а реабилитация – это совокупность медицинских (лечебных), психологических и социальных, образовательных, трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых личностных и социальных качеств. Таким образом, реабилитация начинается на самых ранних этапах лечения, практически с первых контактов больного с медицинским персоналом и, в свою очередь, лечебные технологии используются на всех этапах реабилитации. Интеграция и реализация этих близких, но самостоятельных направлений медицины, обеспечивает максимально эффективную помощь наркологическим больным, в связи с чем признаётся «лечебно-реабилитационным процессом».
В частных медицинских реабилитационных центрах действует Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 23.08.1999 г. № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях), что свидетельствует о том, что такая форма оказания медицинской помощи больным алкоголизмом и наркоманией позволяет привлечь к лечению определенный контингент больных, по различным причинам избегающих обращаться в наркологические диспансеры на общих основаниях.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что статья 55 Федерального Закона РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» является необоснованной как с медицинской, так и с экономической, социальной и юридической точки зрения.
Просим Вас рассмотреть вопрос об изменении п. 2 вышеуказанной статьи и изложить его в следующей редакции:
- Лечение больных наркоманией проводится в учреждениях государственной, муниципальной и частных систем здравоохранения.
Члены рабочей группы экспертного совета ФАС РФ:
Ответственный секретарь Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
А.А. Самошкин
Председатель самарского регионального отделения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
С.А. Воронцов
Статья 55 данного Федерального Закона РФ трактует о том, что:
- Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
- Приватизация и передача в доверительное управление учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, запрещаются.
- Для диагностики наркомании и лечения больных наркоманией применяются средства и методы, разрешенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Однако, 10 летний опыт работы ОАО «ОРЦ», как медицинского учреждения, позволяет сделать вывод, что данная статья противоречит статье 41 Основного Закона РФ - Конституции РФ, так как в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; статье 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, где сказано, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1)соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;
Противоречие статьи 55 Федерального Закона РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» также находит своё отражение в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, поскольку, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
- выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
- проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; и в статье 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, так как финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Кроме того, искусственное разделение лечения и реабилитации существенно снижает процент выздоровления пациентов, создаёт предпосылки для незаконной деятельности врачей наркологов, осуществляющих оказание медицинской помощи населению без соответствующей лицензии, сертификатов.
В настоящее время частные медицинские реабилитационные центры, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, обладают всеми необходимыми материальными, техническими и кадровыми ресурсами, позволяющими достигать высоких результатов по показателям социальной адаптации и ремиссионности, соблюдают все формы статистической отчётности.
Деятельность реабилитационных учреждений регламентируется Приказом Минздрава России № 500 от «22 октября» 2003 года «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z 50.3). Основополагающей данного документа является то, что процессы лечения и реабилитации в наркологии неотделимы, поскольку лечение – это совокупность медицинских мероприятий, направленных на устранение патологических процессов, облегчение страданий больного человека, а реабилитация – это совокупность медицинских (лечебных), психологических и социальных, образовательных, трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых личностных и социальных качеств. Таким образом, реабилитация начинается на самых ранних этапах лечения, практически с первых контактов больного с медицинским персоналом и, в свою очередь, лечебные технологии используются на всех этапах реабилитации. Интеграция и реализация этих близких, но самостоятельных направлений медицины, обеспечивает максимально эффективную помощь наркологическим больным, в связи с чем признаётся «лечебно-реабилитационным процессом».
В частных медицинских реабилитационных центрах действует Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 23.08.1999 г. № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях), что свидетельствует о том, что такая форма оказания медицинской помощи больным алкоголизмом и наркоманией позволяет привлечь к лечению определенный контингент больных, по различным причинам избегающих обращаться в наркологические диспансеры на общих основаниях.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что статья 55 Федерального Закона РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» является необоснованной как с медицинской, так и с экономической, социальной и юридической точки зрения.
Просим Вас рассмотреть вопрос об изменении п. 2 вышеуказанной статьи и изложить его в следующей редакции:
- Лечение больных наркоманией проводится в учреждениях государственной, муниципальной и частных систем здравоохранения.
Члены рабочей группы экспертного совета ФАС РФ:
Ответственный секретарь Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
А.А. Самошкин
Председатель самарского регионального отделения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
С.А. Воронцов